Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми групп комбинированной направленности.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит народная мудрость. Зрение играет большую роль в развитии человека. С помощью зрения осуществляется 90% восприятия внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен помнить, как важно оберегать и сохранить зрение.
Наша главная задача - научить воспитанников приемам и методам сохранения и укрепления здоровья, чтобы затем, в школе и дальнейшей взрослой жизни они могли уже самостоятельно их применять.
Одним из главных направлений коррекционно –развивающей работы с детьми с нарушениями зрения являются использование здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии - это комплекс мер, направленных на сохранение, укрепление и формирование здоровья детей.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Кинезиологические упражнения направлены на развитие умственных способностей и физического здоровья детей через определенные двигательные упражнения. Например, «Колечко», «Ухо-нос», «Замок», «Лягушка», «Ленивые восьмёрки» и т.д.
Гимнастика для глаз. Использую ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Использую наглядный материал, показ, стихи.
Кроме перечисленных технологий в группах для детей с нарушениями зрения использую зрительные тренажеры. Например «Восьмёрка». Прослеживание глазами по заданной траектории.
Гимнастика пальчиковая. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии зрительного дефекта у ребенка особое внимание обращаю на тренировку пальцев. Позитивно влияет на развитие интеллекта и речи.
Су-джок терапия стимулирует познавательный интерес, концентрацию внимания, активизирует работу коры головного мозга, повышает иммунитет.
Динамические паузы. Провожу во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей в качестве профилактики утомления. Включаю и элементы гимнастики для глаз, стихи.
Релаксация. Использую стихи, иногда музыку. Релаксация способствует расслаблению мышц глаз, лица и тела.
Игры с цветными крышками. С помощью этого яркого, наглядного материала дети знакомятся с понятиями основных цветов, сравнением величин, развивается мелкая моторика рук и умение логически мыслить. Игры «Составь узор», «составь изображение» и т. д.
Ниткография — выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контуров предмета. В процессе работы над составлением картин с использованием техники ниткографии дети овладевают умением сочетать образы и предметы между собой по величине, окраске, пространственному расположению. Также можно загадать загадки или задать вопросы, ответами на которые послужат «рисунки» нитью. Данная технология заключает в себе большие возможности: это средство умственного, моторного, эмоционально – эстетического и волевого развития детей, совершенствование психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций
Вывод: применение в коррекционно-развивающей работе с воспитанниками с нарушением зрения здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, эффективно помогает сформировать у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие, способствует сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
Основные задачи коррекционно-развивающей работы с воспитанниками с нарушением зрения
- Активизация зрительных функций (зрительные нагрузки): повышение остроты зрения. Это различные мозаики, домино, лото, бусы, обводка, т. е. фиксация на мелких предметах.
- Тренировка сетчатки глаза. Упражнения с цветными предметами – яркими, крупными. Формирование цветоразличения основных цветов и оттенков.
- Укрепление мышц глаза, развитие глазодвигательных, прослеживающих функций, расширение поля зрения.
- Развитие устойчивой зрительной фиксации (локализации) : использовать красную точку на белом фоне. Смотреть, видеть, напрягать зрение. Восстановление пространственной локализации.
- Выработка бинокулярного зрения.
- Развитие стереоскопического зрения.
Забота о здоровье ребенка в настоящее время стала занимать приоритетные позиции, так как любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.
Дошкольный возраст в развитии ребенка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры движения. За последние годы ухудшилось состояние здоровья дошкольников.
Наш дошкольник – это человек, с гораздо большими проблемами, ведь у него нарушено зрение. Это создает нашим детям множество проблем, с трудом воспринимают окружающий мир, более замкнуты, труднее видят эмоции, чувства, настроения, менее уверены в себе. Как правило, у наших детей встречаются сочетанные нарушения: речи, координации движений, родовые травмы и как следствие заболевания нервной системы. В последние годы часто встречаются дети с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания (СГДВ). Одной из главных задач нашего ДОУ – это создание благоприятных условий для сохранения и улучшения здоровья детей.
Обязательным коррекционным требованием распорядка жизни детей является система жизненной активности ребенка. В режиме дня предусматриваем разнообразную деятельность по укреплению здоровья в соответствии с интересами, потребностями детей, времени года и состояния здоровья.
Утренняя гимнастика начинается с разогрева организма посредством движений. Приучаем самостоятельно и с удовольствием двигаться. Комплекс составляем так ,чтобы движения были направлены на разминку всех суставов организма, позвоночника , различных групп мышц. Обязательно включаем упражнения на дыхание. Т.О. утренняя разминка –это акт общения, единения. В комплекс разминки включаем иногда пальчиковые игры с элементами самомассажа:
От крылечка до калитки
Три часа ползли улитки,
Три часа ползли подружки
На себе таща избушки! (массаж крыльев нос-это упражнение используется для профилактики простудных заболеваний).
Большие возможности в здоровьесбережении представляет дыхательная гимнастика, как профилактика простудных заболеваний (5 минут в проветриваемом помещении).
Здоровье и движение – два взаимозависимых компонента жизни любого человека, а ребенка в особенности. Роль движений для развития психики и интеллекта чрезвычайна велика. Двигательная активность ребенка увеличивает энергетические резервы организма.
Ежедневно во время перерыва между деятельностью детей проводим двигательную разминку, оздоровительные минутки, куда включаем гимнастику для глаз, имитационные движения, элементы самомассажа, упражнения для рук, стоп, осанки. Чрезвычайно важно для сохранения зрения правильно организовать физминутки и перерывы. Следить, чтобы дети носили очки, оклюдоры.
Во время организованных занятий осуществляем индивидуальный подход к каждому слабовидящему ребенку в зависимости от зрительного дефекта, применяем коррекционно-развивающие задания. Нельзя забывать: что ребенок с амблиопией выполняет задание при заклеенном лучшем глазе т.е. в условиях, когда нагрузка падает на плохо видящий глаз. При рассматривании сюжетных картинок я предоставляем возможность рассмотреть ее более длительное время , а детям с низкой остротой зрения – вблизи. Все это помогает увидеть изображение в целом, затем разобрать его по частям. Для сохранения зрения, уменьшения болезненных проявлений . а также для профилактики утомления глаз включаем упражнения для отдыха.
Глазки бегают по кругу,
Влево – вправо, вверх и вниз,..
Зрительная гимнастика для детей с нарушением зрения – норма и правило жизнедеятельности. Систематически используем в работе элементы методики сенсорно-координаторных тренажей В.Ф.Базарного, которая предусматривает синхронно сочетающиеся движения головы, глаз, туловища (в разных частях группы развешаны предметные картинки). Важно то, что дети на этих занятиях меняют позы: стоят на массажных ковриках, на носочках, отвечают на вопросы, отгадывают загадки. Используем тренажеры : по методике В.Базарного, Ковалева, схему: «Прыгающий взгляд». У детей с нарушения зрения глазодвигательные упражнения вызывают сложность, т.к. у них пространственные понятия формируются с трудом. В связи с чем применяю массаж глаз и ряд упражнений: «глазки по кругу, пальминг, прищепочки». Многие дети самостоятельно выполняют комплекс для глаз по демонстрационному плакату.
Игровой самомассаж кистей рук – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, а также средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется то улучшается функциональное состояние внутренних органов. Игровой самомассаж – уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных на коже, одновременно в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, которая оказывает тонизирующее воздействие на ЦНС .
Уложили дятла спать
В деревянную кровать.
Он в кровати всем назло
Продолбил себе дупло. (поколачивание ладони кончиками сложенных в щепоть пальцев).
Игровой самомассаж способствует снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, коррекции гиперактивности.
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну …
Самомассаж лица – один из способов снятия напряжения.
Умыли котята глаза и носы,
И щечки и лобики, даже усы,
И доброе слово друг дружке
Мяукнули в чистые ушки.
(чистыми, теплыми руками).
Аурикулярный массаж помогает нормализовать состояние нервной системы, улучшает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности. Аурикула – это ушная раковина. Несложность выполнения этого массажа, отсутствие противопоказаний позволяет широко внедрять в детскую практику. По утверждению восточных целителей, ушная раковина является пультом управления человеческим телом. Существует 170 точек ушной раковины. Массаж ушных раковин проводим одноименными руками: левое ухо – левой рукой, правое-правой рукой. Эффект от массажа ушной раковины усиливается, если к нему добавить массаж и упражнения для кисти рук. Кисти рук – еще один «экран» состояния систем организма человека.
Закаливающий массаж стопы стимулирует активные точки, расположенные на подошвах ног. Массаж делаем ежедневно после дневного сна, когда дети идут по «тропе здоровья» – это ходьба по нестандартным коврикам, по солевой дорожке, используем валики, шипованные островки, мячики.
С кроватей встанем и пойдем,
И массаж подошв начнем.
Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота и доступность, возможность использовать в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха коррекционной и развивающей работы.
Одной из действенных закаливающих процедур в повседневной жизни наших детей является прогулка. Любимыми являются подвижные игры. Подвижная игра – сильнейшее средство всестороннего развития слабовидящего ребенка. Игры подбираем с учетом диагноза, учитывая отклонения в здоровье. У детей с глазной патологией из-за страха пространства нарушена координация движений. Обязательно учитываем остроту зрения., наличия остаточного зрения( дети инвалиды), вид косоглазия.
Русские народные игры способствуют развитию навыков общения, пространственной ориентации, речи, расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире и социальной адаптации. Это игры: «жмурки», «пятнашки», «молчанки» и др. сюжетные. Физические упражнения на свежем воздухе способствуют развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды – это катание на велосипеде, самокате, зимой на лыжах и санках, игра в футбол.
Работу по укреплению здоровья осуществляем в тесном контакте со специалистами ДОУ и родителями наших воспитанников.