Учитель-логопед

Засыпкина Н.Н.

Сегодня я хочу поговорить о игровом массаже для детей.

Сократ говорил: «Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто”. Здоровье - это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем. Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. Заниматься гимнастикой, пить сок – это полезно. Эти знания дети приобретают на занятиях в нашем детском саду. Многие воспитатели проводят с детьми пальчиковые игры, дыхательную гимнастику. А кто проводит с детьми игровой массаж? Наверное, многие не знают,  что поглаживание, незначительное растирание – это часть массажа. На какие зоны он влияет?

Итак, массаж - это

1.Одно из древних способов лечения человека. В давние времена, после тяжёлой работы люди поглаживали, растирали тело. Позже эти движения стали называть массажем.

2.Видов массажей, в настоящее время много.

3.Массаж оказывает тонизирующее или расслабляющее действие на ЦНС, улучшается самочувствие, проходят воспалительные явления  и многое другое.

Хочется сказать и о логопедическом массаже, который применяют при нарушении тонуса артикуляционных мышц.

1.Точечный массаж — один из самых древних методов лечения. Возник он на Востоке, на территории современных Китая, Кореи, Монголии и Японии после того, как древние лекари обратили внимание на то, что на теле человека существуют особые “жизненные” точки, связанные с внутренними органами и системами. Воздействуя на эти точки, можно было не только улучшить общее состояние больного, но и восстановить нарушенные функции органов.

2. Есть и общие противопоказания массажа. Вы их видите на экране.

С детьми вы проводите утром или после сна гимнастику.  Я приведу пример гимнастики после сна.

Гимнастика бодрости.

  1. Руки за голову. Сильно прогнувшись назад, покачаться, опираясь ногами об пол. (3-4 раза)
  2. Сидя на краю стула, руки на поясе, ноги широко расставлены, опираясь на всю ступню. Повороты туловища вправо и влево, не отрывая ног от пола. (2-3 раза)
  3. Из упора на сиденье, поднять ноги в «угол». (3-4 раза)
  4. Наклоны головой вправо и влево. (3 раза)
  5. Самомассаж на теле.

Проведем массаж кистей рук.

Разотру ладошки сильно,                   Растирание ладоней;

Каждый пальчик покручу,           захватить каждый пальчик у основания и            

Поздороваюсь с ним сильно     выкручивающим движением дойти до                                                     И вытягивать начну.                    ногтевой фаланги.

Затем руки я помою,                 «Моют» руки.

Пальчик в пальчик я вложу,       Пальцы в «замок».

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Выпущу я пальчики -                Пальцы расцепить и перебирать ими.

Пусть бегут, как зайчики. 

На кистях рук находится точки внутренних органов. Проводят как точечный, так и растирающий массаж. Можно использовать су-джок, мяч.

На носу есть волшебные точки и если на их нажимать по нескольку раз в день, у вас нос всегда будет здоров. Я вас сейчас научу, как это правильно делать.

 

Игровой массаж “Гномик”

Гномик в пальчиках живет

И здоровье нам несет

Раз, два, три, четыре, пять

Начал гномик наш играть,

Пальцем точки нажимать,

А потом поднялся выше

И спустился прямо с крыши,

Здесь немножко посидел,

Улыбнулся, улетел.

Массаж грудной области.

  1. Поглаживаем область грудной клетки со словами: «Я милый (ая), чудесный (ая), прекрасный (ая)»
  2. «Заводим машину». Ставим пальцы обеих рук на середину грудины от вилочковой железы вниз (кроме больших пальцев, все 8 остальных находятся в одной линии сверху вниз), делаем руками вращательные движения 5-6 раз по часовой стрелке со звуком «ж-ж-ж-ж». Затем 5-6 раз вращательные движения против часовой стрелки.
  3. Сняв пальцы с грудины со звуком «пи-и-и» нажимаем на точку между грядным отделом в области сердца.

Массаж шеи.

1.Поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку.

2.Развернув плечи, гордо поднимаем голову на вытянутой шее.

3.Ласково похлопываем по подбородку тыльной стороной кисти рук.

Массаж ушных раковин.

1.Поглаживаем ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри  раковин, за ушами.

  1. Ласково оттягиваем ушные раковины вверх, вниз, в стороны.
  2. Нажимаем на мочки ушей.

       4.«Лепим» уши внутри. Пальцами внутри раковины делаем 7-8 вращательных    движений по часовой, затем против часовой стрелки.

 Массаж головы.

  1. Сильными нажатиями пальцев имитируем мытье головы.
  2. Пальцами, как граблями, ведем поочередно от затылка, от висков, от лба к середине головы, словно сгребаем сено в стог.
  3. Спиралевидными движениями ведем пальцы от висков к затылку.
  4. Легко ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре «бегаем» по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг друга
  5. С любовью и лаской «расчесываем» пальцами, словно расческой, волосы и представляем, что наша прическа самая красивая на конкурсе причесок.

Подобные упражнения способствуют положительному настрою детей, а также укреплению здоровья всего организма.

Такой игровой массаж можно использовать с детьми. 

Самомассаж «Я такой хороший»

Упражнение №1: «Ветерок»

Давайте представим, что мы с вами стоим на берегу  и чувствуем прикосновение ветерка. (дети в этот момент просто дуют на своего соседа). Ветерок становится все сильнее, сильнее. Затем превращается в настоящий ураган. Но когда появляется солнышко, ветер затихает и совсем перестает дуть.

В данном упражнении используется не просто массаж, но и дыхательный вид гимнастики, о котором мы позже тоже поговорим.

Упражнение №2: «Ласковые руки».

Давайте представим, что мы надеваем на руки перчатки (дети поглаживают руки, как будто натягивают перчатки), а теперь наденем носочки (дети поглаживают ножки). А сейчас нежно намазать кремом личико, чтобы оно у нас осталось невредимым от сильного ветра (дети поглаживают лицо.

 

Упражнение №3: Игра «Я массажист».

Дети попарно делают друг другу массаж спины, «рисуя» контуры железной дороги и приговаривая: «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы, поезд-поезд».

Упражнение №4: «Веселые гусята»

Растирание ребенка сухой салфеткой с легким пощипыванием кожи или похлопыванием.

        В отличие от более сложных форм профилактического массажа, массаж, который используется в нашем учреждении наиболее доступный. Его могут выполнять дети как самостоятельно, так и под руководством педагога или медицинской сестры.

      При выполнении самомассажа у нас применяются элементы общего массажа: вибрация и надавливание.

     Общеукрепляющий, как мы его называем, массаж «Буду здоровым».

     Надавливание с элементами некоторой вибрации точек (за ушами, на переносице, под носом, на подбородке) несколько раз. Иногда мы проводим вид подобного массажа с декларированием стихотворений. 

Будь здоровым, улыбайся

Бегай, прыгай, закаляйся.

Не грусти и не скучай

Все болезни побеждай.

 

Наши ушки не для слуха

Для зарядки нам важны.

Хорошо, что есть два уха

Нам помочь они должны.

Переносица малышка

Знает нас не понаслышке

Каждый день ее мы трем

Шанс болезням не даем.

Насморк прочь, беги спасайся

Уходи от нас скорей

Мя ребята не простые

Всех на свете здоровей.

Подбородок очень гордый

Самый лучший друг он наш.

Мы давно решили твердо

Будем делать все массаж.

Немного ранее мы упоминали о дыхательных упражнениях, которые зачастую оказываются сопроводительными к самомассажу детей. Некоторые из них мы хотели бы вам предложить.

Массаж грудной области.

  1. Поглаживаем область грудной клетки со словами: «Я милый (ая), чудесный (ая), прекрасный (ая)»
  2. «Заводим машину». Ставим пальцы обеих рук на середину грудины от вилочковой железы вниз (кроме больших пальцев, все 8 остальных находятся в одной линии сверху вниз), делаем руками вращательные движения 5-6 раз по часовой стрелке со звуком «ж-ж-ж-ж». Затем 5-6 раз вращательные движения против часовой стрелки.
  3. Сняв пальцы с грудины со звуком «пи-и-и» нажимаем на точку между грядным отделом в области сердца.

Массаж шеи.

  1. Поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку.
  2. Развернув плечи, гордо поднимаем голову на вытянутой шее.
  3. Ласково похлопываем по подбородку тыльной стороной кисти рук.
  4. Представив, что у нас лебединая шея «любуемся своим отражением в «воображаемом зеркале».

 Массаж ушных раковин.

 «Лепим» ушки для Чебурашки или для доброго милого слона.

  1. Поглаживаем ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри раковин, за ушами.
  2. Ласково оттягиваем ушные раковины вверх, вниз, в стороны.
  3. Нажимаем на мочки ушей.
  4. «Лепим» уши внутри. Пальцами внутри раковины делаем 7-8 вращательных движений по часовой, затем против часовой стрелки.
  5. С усилием «примазываем глину» вокруг ушных раковин – проверяем прочность, заглаживаем поверхность вокруг ушных раковин на расстоянии 1-1,5 см.

 Массаж головы.

  1. Сильными нажатиями пальцев имитируем мытье головы.
  2. Пальцами, как граблями, ведем поочередно от затылка, от висков, от лба к середине головы, словно сгребаем сено в стог.
  3. Спиралевидными движениями ведем пальцы от висков к затылку.
  4. Сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре «бегаем» по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг друга
  5. С любовью и лаской «расчесываем» пальцами, словно расческой, волосы и представляем, что наша прическа самая красивая на конкурсе причесок.

Подобные упражнения способствуют положительному настрою детей, а также укреплению здоровья всего организма.

 

 

 

       

 

 

 

 

 

Разработка сайта интернет центр ООО Русь