Н.Н. Засыпкина, учитель-логопед, 

С.С. Штурмина, воспитатель

МКДОУ «Детский сад № 11 комбинированного вида»,

г. Далматово

 

Приоритетной целью современной дошкольной образовательной организации является воспитание физически здорового и социально адаптированного ребёнка, обеспечение его психического благополучия, а также формирование у дошкольника ответственности за своё здоровье.

В системе Российского образования на законодательном уровне закреплено право детей с ограниченными  возможностями здоровья на получение образования любого уровня. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми. Инклюзия способствует формированию у детей с ограниченными  возможностями  здоровья положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании.

В нашем детском саду наряду с группами общеразвивающей направленности функционируют и группы комбинированной направленности. В группах комбинированной направленности организуется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Организация образовательного процесса в группах комбинированной направленности регламентируется годовым календарным учебным графиком, учебным планом, расписанием непосредственно образовательной деятельности, режимом пребывания детей в детском саду.

Группы комбинированной направленности посещают дети с нарушением зрения, некоторые из них имеют сопутствующий диагноз – тяжелое нарушение речи. Все воспитанники имеют заключение ЦПМПК и рекомендацию для обучения в группе комбинированной направленности.

В начале учебного года специалистами детского сада проводится педагогическая диагностика воспитанников. У воспитанников с нарушением зрения выявляются затруднения в развитии зрительного восприятия, пространственной ориентировки, формировании двигательных навыков, координации. У некоторых детей отмечается значительное отставание в речевом и физическом развитии, слабо развиты психические процессы.

По результатам диагностики на каждого воспитанника с ОВЗ ежегодно составляется индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения с привлечением всех специалистов детского сада, а именно: педагога-психолога, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, воспитателей. В  течение учебного года индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения воспитанников корректируются по итогам результатов промежуточного мониторинга.

В основе коррекционно-развивающей работы детского сада лежит принцип комплексности. Все специалисты работают в тесном контакте, совместно проводят заседания психолого-медико-педагогического консилиума, коллегиально выстраивают индивидуальные образовательные маршруты развития детей с ОВЗ. Планируется работа по преодолению зрительных, речевых, эмоциональных нарушений у воспитанников.                                        

Между специалистами организована система обратной связи через журналы взаимодействия.

Врач-офтальмолог обследует детей с нарушением зрения, назначает необходимое лечение, которое осуществляет медсестра-ортоптистка. Занятия на специальных аппаратах (синоптофор, амблиотренажер, бивизиотренер и др.) помогают успешно лечить амблиопию, косоглазие и другие заболевания глаз. Ежедневно применяется очковая коррекция, игры и упражнения из лицензионных компьютерных программ «Ай», «Плеоптика-2».

С воспитанниками организуются подгрупповые и индивидуальные  коррекционно-развивающие занятия по совершенствованию зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, формированию социально-бытовых навыков и развитию мелкой моторики воспитанников. Ежедневно с воспитанниками проводится зрительная гимнастика.

Учителя-логопеды работают над развитием артикуляционной моторики, речевого дыхания, звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия, обогащают словарный запас, развивают слоговую структуру слова, лексико-грамматический строй и связную речь. Основными формами работы с детьми  являются индивидуальные и подгрупповые занятия.

Педагог-психолог осуществляет психолого-педагогическое сопровождение на занятиях по коррекции и развитию психических процессов, преодолению имеющихся нарушений моторики, речи и поведения, на формирование и обогащение практического опыта воспитанников.

Инструктор по физической культуре включает в занятия упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, гимнастику для глаз, точечный массаж, упражнения по профилактике нарушений осанки воспитанников.

Музыкальные руководители организуют логоритмические занятия на развитие чувства ритма, мелодического слуха и др.

Воспитатели выполняют рекомендации специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в процессе ежедневной индивидуальной работы с детьми. Способствуют развитию зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, коммуникативной активности, речевой культуры и формированию навыков самообслуживания.

Все педагоги в работе с детьми с ОВЗ используют здоровьесберегающие технологии:

- кинезиологические упражнения, направленные на развитие умственных способностей и физического здоровья детей: «Колечко», «Ухо-нос», «Замок», «Лягушка»,  «Ленивые восьмёрки» и т.д.;

- су-джок терапия для стимулирования познавательного интереса, концентрации  внимания, активизации работы коры головного мозга;

- релаксация, для снятия общего напряжения и расслабления мышц глаз, лица и тела;

 - ниткография как средство умственного, моторного, эмоционально- эстетического и волевого развития детей, совершенствования психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций;

- дыхательная гимнастика для развития речевого дыхания, улучшения общего соматического состояния;

- сказкотерапия для развития психофизических процессов, коррекции речевого развития, ориентировки в пространстве.

Кроме перечисленных технологий в группах для детей с нарушениями зрения используют  зрительные тренажеры.

Педагогический коллектив использует  инновационные формы работы с родителями:  семинары-практикумы, круглые столы, деловые игры, беседы-практикумы, индивидуальные беседы, родительские собрания, подгрупповые консультации; предлагают буклеты, папки-передвижки. Систематически обновляется материал на  информационных стендах «Логопедическая служба», «Зоркие глазки», «Физкульт-Ура», «Музыкальный калейдоскоп».

Консультативный материал размещен на официальном сайте детского сада в информационно-коммуникационной сети Интернет (https://dou11.udokms.ru/),  личном сайте учителя-логопеда Надежды Николаевны Засыпкиной (http://logoped72.webnode.ru).

В процессе индивидуальных бесед и консультаций родители получают информацию о совместной деятельности с детьми, о способах профилактики зрительных, речевых, эмоциональных нарушений.

Комплексное воздействие на воспитанников со стороны всех педагогов детского сада повышает эффективность преодоления зрительной патологии, дефектов речи и эмоциональных нарушений детей.

Благодаря ранней диагностике и систематической коррекционно-развивающей работе воспитателей и специалистов, наблюдается положительная динамика в развитии воспитанников с ОВЗ.

Все выпускники направляются в общеобразовательные школы города. Большинство выпускников успешно принимают условия новой жизненной ситуации, быстро адаптируются к школьному обучению.

В то же время, инклюзивное образование развивает у дошкольников толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение. Участники образовательных отношений учатся видеть возможности, которыми обладают дети с ОВЗ, несмотря на имеющиеся у них нарушения.

Подводя итог, необходимо отметить, что инклюзивное обучение может быть эффективным только тогда, когда объединяются усилия всех участников образовательных отношений.

 

 

Разработка сайта интернет центр ООО Русь