Развитие речи детей зимой
Воспитание грамотной и чистой речи у ребёнка дошкольника – одна из важных задач в общей системе работы по развитию речи в детском саду.
Дети с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: они могут понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, нечёткая, невнятная речь ребёнка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на его характер.
Дети, имеющие недостатки речи, становятся молчаливыми, замкнутыми, застенчивыми, а некоторые и раздражительными. Особенно это заметно у детей в подготовительной группе (6-7лет).
Большую часть времени ребенок проводит в детском саду. Развитие речи детей в группе осуществляю во всех видах деятельности: во всех режимных моментах, в игре, в непосредственной образовательной деятельности, в свободных видах деятельности детей, на прогулке.
Прогулка - это важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка. На прогулке ребенок получает положительные эмоции от знакомства с окружающим миром, а значит, там созданы положительные речевые ситуации, во время которых активно развивается фонематический слух, словарные запас, связная речь.
Фонематический слух — это способность выделять, воспроизводить, различать речевые и не речевые звуки. На прогулке для развития фонематического слуха можно провести игровые упражнения на:
- Различение неречевых звуков:
— Прислушиваться к звукам природы;
— Игра «Что звучит?». Ребенок отворачивает, взрослый с помощью подручных предметов (палочек, снежков, льдинок и др.) издает звуки (например, стучит веточкой о металлическую трубу). Ребенок должен угадать, как получился такой звук.
— Игра «Похлопаем» или «Протопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
- Различение звуков, отличающихся по тембру, силе, высоте голоса:
— Игра «Кто позвал?». Отвернувшегося ребенка зовет один из играющих. Ребенок должен угадать, кто его позвал.
- Различение сходных по звучанию слов:
— Игра «Верно - неверно». Взрослый показывает ребенку предмет и называет его, заменяя первый звук (шугроб, сугроб, зугроб, мугроб, сугроб). Задача ребенка — хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
- Различение слогов:
— Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (суг-роб, ло-па-та, мо-роз, ме-тель), отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
С наступлением зимы тоже очень хорошо использовать стихи, потешки, загадки для закрепления произношение звуков как на прогулке, так и в группе.
Автоматизация звука «Л»
Все бело, бело, бело
Много снегу намело.
Автоматизация звуков «Ш, Ж»
- Воробей, чего ты ждешь?
Крошек хлебных не клюешь?
- Я давно заметил крошки,
Но боюсь сердитой кошки.
СНЕЖОК
На полянку, на лужок
Тихо падает снежок.
Улеглись снежинки,
Белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок,
Закружился наш снежок.
Пляшут все пушинки,
Белые снежинки.
Когда после оттепели подморозило, подмечаем это явление - гололедица, закрепляя звук « Ц».
Не идется и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато отлично падается,
Почему ни кто не радуется?
Для развития грамматического строя речи можно использовать игры: «Большой – маленький», «Скажи наоборот», «Как можно сказать о ветре (метели, снегопаде, снежинке) и т.д.», «Расскажи, что делает птица».
После прогулки прочитайте стихи и рассказы о зиме. Детям очень нравится слушать произведения русских поэтов о природе. Слушая, дети определяют, когда это бывает: в начале, середине или конце сезона, стараются повторить некоторые строки. Таким образом, мы учим детей видеть прекрасное вокруг нас. Пополняем их словарный запас красивыми эпитетами, определениями.
Учите детей включать в речь союзы и предлоги. Они делает речь плавной, логичной. Развивайте эту способность у ребёнка, рассуждая и отвечая на вопросы: На улице много снега, потому что…Почему ты одел тёплую куртку? и т. д.
Наблюдения и беседы на прогулке зимой за трудом взрослых дают знания не только о людях труда, которые ухаживают за территорией детского сада и города, но и дают возможность детям рассказывают, кем работают их родители. Тем самым воспитывается уважение к труду взрослых. А самое главное в речевом развитии дошкольника развивается связная монологическая речь.
Таким образом, правильная организация и проведение режимных моментов способствует не только укреплению здоровья и развитию двигательной активности детей, но и является самым действенным средством развития речи ребенка.