В настоящее время проблема обучения и воспитания детей дошкольного возраста становиться особенно значимой. По статистическим данным, только 10 % новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушением речи.

Речь – основной инструмент, которым человек пользуется на протяжении всей жизни, поэтому детям с недоразвитием речи следует вовремя оказать помощь, особенно  к началу обучения в школе.

Общее недоразвитие речи (ОНР) - системное нарушение, которое характеризуется нарушениями звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры, грамматического строя. У таких детей в 5летнем возрасте словарный запас составляет примерно 2,5- 3 тысячи слов (4-5тысяч слов норма).  Дети этой группы плохо развит словарный запас, страдает связная речь. Нарушение связной речи может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова во фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. Дети трудно восстанавливают порядок расположения даже четырех предметов после их перестановки, не замечают неточностей рисунках-шутках; труднее сосредоточивается и удерживается их внимание на чисто словесном материале вне наглядной ситуации. Дети испытывают затруднения при описании предметов, обобщении явлений признаков, пересказе текста. Дети не понимают отдельные слова, вследствие этого многое из текста остается непонятным; улавливают лишь общий смысл рассказа. Поэтому их рассказы бедны, отрывочны.

Труднее всего даются таким детям самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Но и в воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от нормально говорящих сверстников.

Все перечисленные процессы теснейшим образом связаны с речевой функцией и иногда трудно бывает определить, что является причиной, а что следствием, что первично, а что вторично. В частности, это касается словесно-логического мышления и внимания.

В современной логопедии достаточно полно освещены вопросы, касающиеся речевого развития детей с общим недоразвитием речи у Воробьевой В.К., Филичевой Т.Е., Чиркиной Г.В., Шаховской С.Н., но дети с нарушениями речи – особые дети, им недостаточно этих приёмов. Поэтому, в своей работе я много лет использую сказку.

Сказка играет большую роль в жизни ребёнка, оказывает глубокое влияние на развитие, как отдельных психических процессов, так и детской личности в целом.

Любая сказки ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче её идейно-художественной значимости.

Яркий, образный язык народных сказок, их дидактическое содержание делает сказку запоминающейся, понятной и близкой детям. Доступные и увлекательные по содержанию народные сказки развивают речь ребёнка, пришедшего в детский сад с небольшим запасом слов и неустойчивым вниманием. С помощью их дети учатся логически мыслить, рассуждать, делать выводы, Они входят в мир сказок и сопереживают вместе с их положительными героями. Воображая себя на месте героя, они выразительно говорят, пользуются мимикой и жестами, думают о собственном поведении и своих поступках.

К лексическим показателям сказки относят повторы отдельных слов, словосочетаний, предложений. Противопоставление героев, времени действия получают своё отражение в использовании антонимов, разграничивающие положительные и отрицательные персонажи. Синтаксические средства объединяют различные случаи перечислений с типами связи, вводящими причинно-следственные или временные отношения.

Большое внимание привлекают постоянные эпитеты, встречающиеся в сказках и характерные только для фольклорного стиля (чистое поле, сыра земля, добрый молодец, красна девица и др.). Они несут в произведениях большую смысловую нагрузку, раскрывая качества и свойства предметов, богатство признаков какой - нибудь стороны явления.

Все перечисленные средства выразительности сказок могут послужить богатым языковым материалом при формировании выразительной, связной, грамматически правильной речи детей дошкольного возраста, а явное построение сюжета по трем структурным частям является основой для понимания дошкольниками логичного композиционного построения текста. Дети начинают понимать, что в сказках существует зачин, развитие событий с кульминацией (середина) и счастливый конец. На основе это дети стремятся правильно выстроить собственные речевые высказывания, что способствует формированию логичности речи.

В своей работе я руководствуюсь собственным разделением всей совокупностью сказок на: фольклорные сказки; авторские сказки. Потому, что сказка в настоящее время становится преимущественно авторской, приобретает новые формы и пытается отвечать требованиям времени, она не утрачивает связи с фольклором. А писатель, сочиняющий сказку, продолжает оставаться представителем того языка и той культуры, к которой он принадлежит.

В качестве основных методов и приемов использую: проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; моделирование сказочных сюжетов; творческие задания; пластические игры и упражнения; элементы драматизации.

Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения. Моя роль состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, м/ф и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. При этом, учитываем индивидуальные психофизиологические особенности детей; соблюдаем принцип «От простого - к сложному».

Работа  с народными и авторскими сказками может проводиться с использованием разнообразных стратегий и организационных форм. Кроме занятий, это могут быть разнообразные игры и упражнения, рисование, лепка, конструирование, творческие задания. Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.

В своей работе я предлагаю использовать в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры. Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев. Например, в сказке "Три медведя" это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке "Теремок - полоски разной высоты и цвета (соответствует цвету персонажа: лягушка - зеленый; лиса – оранжевый, волк –серый, медведь- коричневый). Ребенок (сначала вместе со взрослым) выделяет количество картинок, которые будут являться "планом" сказки и с помощью пиктограммы изображает их.

Творческие задания могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки). Приведу примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке "Репка": - Рассказать знакомую сказку по кругу. - Разыграть сказку. Дети распределяют роли. - Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить. - Придумывание своей сказки об овоще. - Изготовление костюмов-нагрудников "Овощи" (ткань, бумага). - Разыгрывание придуманных сказок.

Могут быть и другие творческие задания. Сказки, но по-новому, где дети придумывают свои сюжеты. Данил Рознин сочинил вот такую сказку: « Жили-были два зайца. Пошли они однажды в огород за капустой.

Взяли они капусты, морковки и пошли домой. Пришли домой, да вспомнили, что в лесу забыли клубники набрать. Решили сходить за клубникой. Идут по лесу, и вдруг волка увидели. Стали думать, как волка обойти и говорят ему: «Оглянись волк назад, сзади баран!». Оглянулся волк, а зайцы наутёк. Бегут без оглядки, а навстречу им лиса. Что делать? Решили обхитрить лису, и говорят ей: « Видишь лиса, жирный гусь по болоту плывёт!», а сами наутёк. Благополучно добравшись до дома, зайцы испекли сладкий пирог, пригласили друзей зайцев и долго рассказывали и смеялись, как они обхитрили злого волка и рыжую лису».

В ходе рассказывания и наглядной демонстрации хорошо знакомой сказки предлагаю ребёнку помочь персонажу выполнить различные задания, где ребёнок не только смотрит и слушает, но и является активным участником сказки.

Конспект фронтального занятия по развитию речи

Тема: «Составление описательного рассказа о ложке».

Программное содержание:

Познакомить детей с историей ложки. Учить детей воспринимать наиболее яркие выразительные языковые средства при рассказывании о ложке;

сочетать существительные с прилага­тельными, глаголами; правильно использовать в речи название свойств предметов. Учить рассказывать связно, последова­тельно, выразительно небольшой описа­тельный рассказ по модели по показу воспитателя. Развивать ритм, такт при исполнении муз.этюда. Воспитывать дружеские взаимоотношения, принимать участие в беседе.

Методические приёмы:

сюрпризный момент, и/упр. «Отгадай загадки, выложи пазлы», «Волшебный сундучок», инсценирование  элемента сказки «Жихарко», работа со схемой-планом по составлению описательного рассказа используя ТСО, игра на развитие фонем.слуха «Калинка».

Оборудование:

 мяч для игры конверт с пазлами и запиской, магнитофон, ноутбук, сундучок, ложки; доска с  магнитами. Для инсценирования – дом, стол, кухонные принадлежности,     шапочка «Жихарки»,шаль, значки.                                                     

Ход занятия.

(дети вместе с логопедом размещаются на ковре)

-Садитесь поудобней и слушайте! Я с детства знаю много сказок и очень их люблю. Сегодня ночью мне приснилась сказка, а не могу вспомнить её название. Проснулась утром, а на столе сундучок стоит, а на нём

лежит конверт и записка. Прочитать вам, что здесь написано?        /читаю записку/

«Сказку отгадаешь, сундучок откроется. Но, для этого вскрой конверт. В нём сказочные пазлы. Чтобы их собрать, нужно загадки отгадать»

1.Игра «Выложи пазлы»

Итак,1 загадка:

«длинный хвостище, рыжий волосище, сама -хитрища!» /лиса/

-Молодцы !  /открываем 1пазл. Ребёнок прикрепляет на доску/

-2 загадка- музыкальная пауза. Вы должны узнать, про кого эта мелодия. Кто догодается, поднимите руку.

-Правильно песня о черном коте./ Откр .2 пазл. Ребёнок прикрепляет на доску/

-3 загадка:

«Сама не ест, а всех кормит .Что это?»

-Правильно, это ложка. /Откр. З пазл. Ребёнок прикрепляет на доску/

-4 загадка:

Он носом в землю постучит,

Взмахнёт крылом и закричит.

Кричит он даже сонный,

Крикун неугомонный.           (петух)

-Дети, осталось открыть последний 5 пазл.

-Как вы думаете, кто там спрятался?            (Жихорко)

-А как вы догадались?

Правильно, только в этой сказке живут эти герои, и говорится о ложке.

 

Из сундука раздаётся звук

-Ой, ребята!  Сундучок дал сигнал. Что там? Посмотрим!

(достаю шаль и шапочку Жихарки)

  1. Беседа с детьми.

-Что это за предметы? Для чего они нужны?

 - Ребята! Да ведь сундучок предлагает нам оживить сказку! Давайте вспомним маленький эпизод из сказки «Жихарка».

-Я буду сказочницей, а вот Женя будет Жихаркой.

  1. Инсценировка эпизода сказки «Жихарка»

Жили-были в избушке кот, петух да маленький человечик Жихарка. Кот с петухом на охоту ходили, а Жихарка домовничивал. Обед варил, стол накрывал, ложки раскладывал да пиговаривал:

  • это простая ложка – котова, это простая ложка – Петина, а эта не простая, точёная, ручка золочёная, Жихаркина. Никому её не отдам.
  • Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок…

-Молодец! Спасибо…/имя мальчика/…за роль Жихарки.

-Ребята, а почему Жихарке так нравилась его ложка?            /ответы детей/

-Ой, опять сундучок подаёт сигнал!

Посмотрите-ка, маленькая дверца открылась. Да это же сундучок предлагает поиграть!

4.Игра «Волшебный сундучок»

/ложки из пластмассы, металлическая, деревянная/

-Какие вы молодцы, правильно справились с заданием! Вы знаете из чего и для чего нужны разные ложки.

-Ребята, а вы знаете когда появились ложки?

5.История ложки. /ноутбук/

Первые ложки появились около З00лет назад. Ложки для богатых украшали резьбой, драгоценными камнями, а те, которые победнее,  пользовались ложками дешевыми- деревянными. Народные мастера вырубали из полена баклушу, а из баклуши-ложку. А позже начали расписывать росписью./показ/

  1. Физминутка. Упражнение «Сказка» Дети говорят слова и выполняют движения.

«Давайте сказку мы разучим.

 Давным-давно в лесу дремучем     - руки вверх и наклоны влево, вправо

Стояла старая избушка                    - руки над головой, имитируют крышу

Жила в ней злющая старушка         - вытянуть руки вперед,

                                                             сжимать и разжимать пальцы

Когда из дома выходила,                 -дети шагают на месте и

                                                            активно работают руками

То головой всегда крутила.             - повороты головой,

                                                             влево-прямо, вправо-прямо

 

 Дети говорят слова и выполняют движения.

«Давайте сказку мы разучим.

 Давным-давно в лесу дремучем     - руки вверх и наклоны влево, вправо

Стояла старая избушка                    - руки над головой, имитируют крышу

Жила в ней злющая старушка         - вытянуть руки вперед,

                                                             сжимать и разжимать пальцы

Когда из дома выходила,                 -дети шагают на месте и

                                                            активно работают руками

То головой всегда крутила.             - повороты головой,

                                                             влево-прямо, вправо-прямо

Ходила со своей клюкой,                 - дети шагают на месте,

                                                             немного наклонившись вперед,

                                                             левая рука на поясе, правая

                                                             рука вытянута вперед,

                                                             как будто опирается на клюку

Со злости била все рукой.               – правой рукой имитируют удары,

                                                             снимая напряжение с руки

Пинала все вокруг ногой,                - дети делают махи ногами

Одной ногой, потом другой.           – дети продолжают делать махи ногами

Устала бедная шуршать                   - дети встряхивают руки и опускают их

Теперь ей надо подышать.                 – дети делают 3 глубоких вдоха и выдоха

А также спину разогнуть                 - разводят руки в стороны и

                                                             прогибаются назад

И сесть немного отдохнуть.            – дети садятся на свои места.

 Из сундука раздаётся звук

 

-Чем же сейчас нас порадует сундучок?        /достаю разные ложки /

-Посмотрите, сколько много ложек нам дал сундучок. Он предлагает нам составить рассказ о ложке. А помогут нам в этом картинки-подсказки.

  1. Составление описательного рассказа о ложке по образцу используя модель связного рассказа.

-Ребята ,вам понравилось составлять рассказ по картинкам-подсказкам?

Из сундука раздаётся звук

-Ну, ребята, понравилось сундучку, играть с вами! Что же в нём на этот раз?     /открываю и достаю деревянные ложки/

-Вот это фокус?! Для чего же они нужны?      /ответы детей/

-Оказывается, мы о ложке не всё рассказали. На ложках можно играть, как на музыкальном инструменте.

Хотите поиграть на ложках? Я думаю, что гости поддержат нас аплодисментами.

8.Игра под музыку «Калинка».

-Молодцы! У нас получился оркестр ложкарей.

-Давайте положим ложки около сундучка.

-Спасибо сундучок тебе за игры.

-А я, ребята благодарю вас. Вы так замечательно выполнили задание, отвечали на вопросы, составляли рассказы и играли на ложках. Спасибо!

 

Разработка сайта интернет центр ООО Русь