Е. В. Герасимова, учитель-логопед 

«Творчество - способ существования личности; только

в творчестве осуществляется личность, и отсутствие

творчества означает отсутствие личности»

А. А. Никифоров

Творческая активность педагога - это стремление к преобразующей деятельности в учебно-воспитательном процессе и к нестандартным решениям, способствующим развитию личности. Область проявления педагогического творчества определяется структурой педагогической деятельности и охватывает все ее стороны: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую.

Что же такое педагогическое творчество? Это процесс, начинающийся от усвоения того, что было накоплено, к изменению, преобразованию существующего опыта. «Путь от приспособления к педагогической ситуации до ее преобразования и составляет динамику творчества педагога» (А. К. Маркова).

Каждый из педагогов нашего детского сада работает по своему направлению и имеет свои интересные наработки, свою творческую лабораторию. Порой, одна проблема объединяет несколько человек, тогда есть место творческому объединению, в котором каждый педагог может проявить свои способности.

Создание творческой группы является одной из эффективных форм работы педагогов по повышению качества коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи. Педагоги логопедических групп нашего детского сада стремятся к непрерывному приобретению новых знаний, повышению своего профессионального мастерства. В состав творческой группы входят воспитатели и узкие специалисты, желающие совершенствовать свой профессионализм путем изучения какой-то темы, проблемы, которая является актуальной для коллектива. Тему своей работы мы определили как «Совместная работа педагогов по развитию речи средствами театрализованной деятельности».

Цель творческой группы – повышение качества коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

Основные задачи:

  1. Способствовать росту профессионального мастерства педагогов, их компетентности и творческой активности.
  2. Расширять и углублять теоретические знания педагогов в области поставленной проблемы.
  3. Формировать творческий коллектив педагогов-единомышленников.
  4. Пополнять передовой педагогический опыт в области данной темы путем создания системы планирования работы с детьми, подборки конспектов, игр. Работа творческой группы строится в соответствии с планом.

         На первом, подготовительном этапе работы мы проанализировали основные теоретические подходы к пониманию данной проблемы. Изучили работы М. Д. Маханёвой, Л. В. Артёмовой, Н. А. Ветлугиной по театрализованной деятельности в работе с дошкольниками. На заседании творческой группы в форме круглого стола были рассмотрены основные направления коррекционно-педагогической работы для решения проблемы.

         Как показывают практические наблюдения, театрализованной деятельности принадлежит особая роль в повышении умственной и эмоциональной активности, совершенствовании речевых навыков, развитии психических процессов.

Театрализованная деятельность позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

  • художественно-эстетическим воспитанием детей;
  • развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием доброжелательности и контактности в отношениях со сверстниками;
  • нравственным воспитанием;
  • развитием речи, памяти, воображения, образного мышления, инициативности, воли;
  • созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, повышением уверенности в себе.

Целенаправленная работа по театрально-игровой деятельности обеспечивает эмоциональное благополучие каждому ребенку, помогает преодолевать сценическое волнение, способствует полноценному психическому развитию.

Итогом заседания творческой группы было принятое решение об объединении усилий педагогов и узких специалистов ДОУ по созданию условий для театрализованной деятельности старших дошкольников с нарушением речи.

         На основном этапе каждый член группы принял активное участие в разработке опыта по данной теме. Задача всех специалистов – организация оптимальных образовательных воздействий при учете индивидуальных особенностей ребенка.

         Мною проведена консультация для педагогов «Влияние театрализованной игры на развитие речи детей логопедической группы».

Музыкальный руководитель показала, как на музыкальном занятии через сюжетно-ролевые, ритмические, координационные игры, театральные миниатюры  активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая культура речи, ее просодическая сторона.

         «Волшебный мир театра» - постоянно-действующий семинар, организованный музыкальными руководителями нашего детского сада. Детям запомнилось музыкально-театрализованное представление «По тропинкам сказок», в подготовке которого участвовали и их родители, и узкие специалисты.

Воспитатели организовали выставку по видам театра, предложили педагогам фрагменты занятий с использованием театрализованных игр, спектаклей, мини-сценок, потешек, диалогов.

         Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту всех специалистов. Воспитатель ИЗО и логопед провели интегрированное занятие «Зимние приключения», музыкальный руководитель, логопед и педагоги группы - развлечение «Дикие животные наших лесов».

Активное вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс, сотрудничество семьи и педагогов – один из важнейших факторов эффективности работы с детьми. Педагоги подготовили консультацию для родителей «Театр дома». Воспитатель ИЗО на семинаре-практикуме научила педагогов и родителей, как изготовить игрушки для кукольных театров своими руками совместно с детьми. Это куклы из природного материала, из воздушных шаров, из варежек, перчаток, носовых платков, ложек, с использованием магнитов, игрушки-топотушки, попрыгунчики, вертушки. Мы надеемся, что родители из пассивных зрителей превратятся в активных участников коррекционного процесса.

На обобщающем этапе подвели итоги работы по данной проблеме.

Работа по этой теме интересна и необходима для развития детей с нарушением речи. Об эффективности проведенной работы свидетельствуют факты – дети становятся более общительными и раскованными, проявляют творческую активность, совершенствуются их речевые навыки, они учатся четко формулировать свои мысли, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. В итоге повышается качество коррекционно-педагогической работы с детьми.

Практика показала, что участие в работе творческой группы привлекает педагогов. Растет их заинтересованность в творчестве и инновациях, появляется удовлетворенность собственной деятельностью. Участники группы разработали перспективные и тематические планы по театрализованной деятельности для старших дошкольников, а так же конспекты занятий, развлечений. Пополнили подборку театрализованных и режиссерских игр, кукольных спектаклей, инсценировок, драматизаций по мотивам сказок,  речевого материала (скороговорок,  диалогов, загадок).

Творчески работающий педагог своими личностными качествами побуждает в воспитанниках развитие творческой активности. Недаром в последние годы в педагогике укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога -  творчески развитые воспитанники».

 

Разработка сайта интернет центр ООО Русь